Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесная мастерская»


Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Чудесная мастерская» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 27.07.2022. № 629)
- Об утверждении санитарных правил СН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Постановление от 28 сентября 2020 г. № 28)
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
-Устав образовательной организации
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242)
- Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий")
Образовательная программа «Чудесная мастерская» имеет техническую направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей дошкольного возраста с учетом их психофизических возможностей и мотивации.
Уровень реализации – ознакомительный.
Творческий потенциал наиболее активно развивается на занятиях конструирования из бумаги. Эти занятия вырабатывают такие качества, как трудолюбие, умение анализировать, самостоятельно мыслить, способствуют выработке усидчивости у ребенка. Все это важно для формирования личности дошкольника.
Предлагаемый курс «Чудесная мастерская» наиболее полно охватывает различные виды работы с бумагой: оригами, создание плоских и объемных аппликаций, элементы квиллинга, начальные навыки объемного конструирования и др. В основу курса включается работа с бумагой, материалом, обладающим конструктивными и пластическими свойствами и знакомым каждому ребенку.
Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, с ограниченными возможностями здоровья, находящегося в трудной жизненной ситуации. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс обеспечивает условия для успешной социализации и создания равных стартовых возможностей обучающихся. В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент, может быть, еще не проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности. Реализация программы возможна в форме дистанционного обучения, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.
Актуальность
Актуальность данной программы в её востребованности среди детей и их родителей (законных представителей).
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Новизна и отличительные особенности программы заключаются в интеграции двух образовательных областей: конструкторской деятельности (изготовление различных видов изделий из бумаги) и художественной, изобразительной (отделка, декорирование полученного изделия).
Педагогическая целесообразность программы заключается в формировании у детей устойчивой потребности к самореализации в сфере творчества. Познав опыт творца, ребенок сможет использовать его в других видах деятельности. Программа способствует раскрытию индивидуальности через создание специальным образом организованной творческой среды. Учит способам познания и преобразования окружающего мира, помогает искать свою особенность, свой индивидуальный путь в культурном пространстве этого мира. Кроме того она также способствует формированию социальных навыков, расширяет возможности общения. Дети становятся более самостоятельными.
Цель программы: развитие творческого мышления и потенциала дошкольника посредством овладения различными техниками конструирования из бумаги и техниками художественного декорирования изделий.
Задачи программы
Обучающие:
- Познакомить с различными видами бумаги.
- Познакомить с видами бумагопластики (аппликация, полуобъемная бумажная пластика, многослойный коллаж, элементы квиллинга и оригами).
- Обучить созданию эскиза будущего изделия.
- Познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства.
- Развитие пространственного мышления, мелкой моторики рук, цветового восприятия ит.д.
Развивающие:
- Расширить кругозор дошкольников.
- Развивать фантазию, стремление самостоятельно мыслить, анализировать.
- Развивать эстетический вкус, наблюдательность, аккуратность в работе.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к труду, рукоделию, декоративно-прикладному творчеству.
- Воспитывать интерес к конструкторской деятельности, творчеству.
- Воспитывать чувство коллективизма, культуры поведения на занятиях, аккуратности при выполнении работы, уважения к работам других детей.
Программа занятий
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общая продолжительность учебного процесса составляет 68 часов.
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность занятия – 30 мин. Количество обучающихся (в соответствии с нормами СанПиН 2.4.1.2660-10):
Содержание образовательной программы.
1.Вводное занятие
Теория. Введение в программу. Знакомство с целями и задачами. Инструктаж по технике безопасности.
Практика. Организация своего рабочего места. Знакомство с различными видами бумаги и практическая работа.
-
- Раздел. Аппликация.
Теория. Что умеют делать ножницы. Приемы вырезания.
Практика. Создание простых геометрических форм. Оформление работы.
Теория. Особенности вырезания круглых и овальных форм.
Практика Осенние листочки. Оформление работы.
Практика Виноград.
Теория. Мозаичная аппликация.
Практика Овощи.
Практика Коллективная работа «Осенний натюрморт». Корзинка с фруктами. Грибочек
Практика. Котенок из геометрических форм.
Теория. Орнамент растительный.
Практика. Оформление тарелочки.
Теория. Подводный мир.
Практика. Создание рыбок разной формы.
Теория. Особенности обрывной аппликации.
Пушистые животные. Усатый – полосатый.
Теория. Техника «Бумажный комочек»
Практика. Декоративные цветы. Коллективная работа.
Практика. Снегирь.
Теория. Орнамент цветочный.
Практика. Украшение чашки.
-
- Раздел. Объемное конструирование.
Теория. Особенности изготовления объемных форм - конус.
Практика. Фигурка животного из конуса.
Теория. Особенности объемной бумагопластики.
Получение различных фактур из бумаги приемами скручивания, сжатия, сгибания.
Практика. Снежинки.
-
- Раздел. Коллаж.
Теория. Особенности коллажа.
Практика. Изготовление многослойного коллажа с помощью аппликации из разных фактурных материалов. Зимний пейзаж.
Практика. Открытки в технике коллаж. Аппликация «На улицах большого города. Транспорт, дома»
5.Раздел. Торцевание
Теория. История возникновения техники торцевания.
Практика. Заготовка бумаги для «торцовок».
Выполнение работ в этой технике:
Открытка к 8 марта
«Фрукты»
«Солнышко»
«Бабочка»
«Домик»
«Одуванчик»
Коллективная работа к 8 марта
Украшение вазочки.
- Раздел. Квиллинг.
Теория. Особенности техники квиллинг. Необходимые материалы
Практика. Изготовление цветка в технике квиллинг.
Теория. Объемный квиллинг из гофрокартона.
Практика. Цыплята.
Теория. Морские глубины.
Практика. Создание рыбок и водорослей разной формы.
Практика. Лебедь.
Практика. Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Цветочные композиции
Практика. Открытка к 9 мая
Практика. Весенние композиции в технике квиллинг. «Стрекоза»
7.Раздел. Итоговое занятие.
Теория. Подведение итогов за год.
Практика. Оформление работ для заключительной выставки.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника